Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами
На базе нашего школы функционирует дошкольная группа на дому для детей-инвалидов и детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольные образовательные учреждения.
Специалистами ведется работа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, путем коррекции адаптированной основной образовательной программы для дошкольников, в которой учтены особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями в развитии и прописаны специальные образовательные условия и технологии обучения. Воспитатель и учитель-дефектолог ежедневно проводят комплексные коррекционно-развивающие занятия.
Направления коррекционной работы:
· формирование представлений ребенка о себе и окружающем,
· подготовка к овладению простейшими видами деятельности,
· развитие навыков коммуникации,
· формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,
· социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Приоритетным направлением нашей работы являются партнерские отношения педагогов и родителей, в которых осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей не только ребенка, но и семьи.
УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери. На первом этаже оборудована сенсорная комната по последнему слову техники. Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Сенсорная комната - это идеальная обстановка в которой ребенок не только расслабится, но и получит новые представления о мире, новые ощущения, сможет зарядиться энергией для активной деятельности.
В кабинете психолога имеется необходимое оборудование для психомоторной коррекции и коррекционной гимнастики.
Для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вход в школу оборудован пандусом с двухсторонним ограждением поручнями и кнопкой вызова работников школы. В полотне входной двери предусмотрена смотровая панель, заполненная прозрачным и ударопрочным безопасным стеклом.
Средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школьном отделении для детей с ОВЗ и инвалидов имеется 5 учебных кабинетов начальных классов, оснащенных средствами обучения и воспитания: экраном, компьютером, мультимедийным проектором, многофункциональным устройством; необходимым количеством парт и стульев, шкафами, предназначенными для хранения учебной и методической литературы.
В дошкольном отделении для детей с ОВЗ и инвалидов имеется 6 групповых ячеек с отдельными спальнями. В каждой группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, театрализованной, музыкальной. На территории имеются отдельные прогулочные участки для каждой группы, оборудованные малыми архитектурными формами, спортивным оборудованием.
Кроме того для проведения практических занятий с детьми с ОВЗ и инвалидами приспособлена творческая мастерская. Занятия в мастерской проходят в игровой форме по подгруппам и индивидуально. Ребенок творит в атмосфере яркого света, в сочетании с музыкальным сопровождением. Работают выставки детских достижений, а также персональные и коллективные, выставки разных тематик.
Музыкальный зал для проведения занятий, развлечений и праздников для детей с ОВЗ и инвалидов оснащен интерактивным оборудованием с мобильным экраном, звуковой аппаратурой, музыкальными инструментами: рояль, синтезатор, колокольчики, бубны, барабаны, ложки, металлофон, маракас, ксилофон.
Библиотека на 10 посадочных мест приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Общий фонд библиотеки составляет 1622 экземпляра, в том числе учебники – 832, художественная литература – 600 экземпляров, методическая литература – 190 экземпляров, кроме того, брошюры, журналы. Обеспеченность учебниками составляет 100%. Каждая дошкольная группа оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями для использования в работе с дошкольниками.
Для детей с ОВЗ и инвалидностью имеются 2 кабинета учителей – логопедов. В логопункте имеется интерактивная доска, установлен интерактивный тренажер «Дельфа – 142» для коррекции устной и письменной речи, интерактивный стол, интерактивные программы для развития речи детей с ОВЗ и инвалидов.
В кабинете учителя-дефектолога необходимое для занятий с детьми с ОВЗ и инвалидами оборудование - интерактивный тренажер, формы Нумикона, современное оборудование.
Для организации питания детей с ОВЗ и инвалидностью имеются:
- пищеблок, оснащенный необходимым оборудованием: моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, контрольными весами, электроплитой с духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды, морозильной камерой, 4 холодильниками, электромясорубкой. Имеются две кладовые для хранения продуктов питания;
- столовая на 57 посадочных мест.
Для занятий спортом детям с ОВЗ и инвалидам имеются:
-2 спортивно – игровые комнаты со спортивным оборудованием, настольными играми.
- физкультурный зал, укомлектованный инвентарем в соответствии с требованиями ФГОС: спортивный комплекс (шведская стенка), набор для проведения эстафет и соревнований, массажное оборудование, спортивный инвентарь для игр (обручи, скакалки, гимнастические скамейки, бревно, маты, кольцеброс, гимнастические палки, корзины бадминтон, кегли, маски, мячи резиновые, конусы, туннель, мягкие модули, мешочки с песком, ленточки, флажки, гимнастические мячи, веревки и т.д.). Для занятий в зимнее время имеется лыжная база;
- на улице малая спортивная площадка с беговой дорожкой и волейбольной площадкой.
Охрана здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется в медицинском кабинете, который состоит из трёх помещений: комната осмотра, процедурный кабинет, изолятор. Оборудование медицинского кабинета: письменный стол, стулья, шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик со средствами для оказания неотложной помощи и с набором прививочного инструментария, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кварцевая лампа, кушетка для осмотра детей, холодильник и др.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии.
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий посредством применения ИКТ.
В школе 23 компьютера, из них 6 - в административно-хозяйственном пользовании, остальные - в свободном доступе для педагогов и обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается различная информация об образовательной организации: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об обучающихся, о педагогических работниках и т.д.
Школа имеет доступ к сети Интернет. Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в образовательной организации. Утверждено положение о сайте образовательной организации.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ обучающихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
Министерство образования и науки Российской Федерации |
|
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) |
|
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) |
|
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) |
|
Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования» |
|
Статистика российского образования |
|
Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информатика») |
|
|
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования |
Федеральный институт педагогических измерений |
|
Федеральный центр образовательного законодательства |
|
Федеральный центр тестирования |
|
Федеральные информационно-образовательные порталы |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" |
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
|
Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта |
|
Российский общеобразовательный портал |
|
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена |
|
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» |
|
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» |
|
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» |
|
Российский портал открытого образования |
|
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Для индивидуального пользования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в школе имеется звукоусиливающая аппаратура «Слухоречевой тренажер «Соло» 01». Слухоречевой тренажер предназначен для индивидуальной работы учителя с учеником при обучении детей с потерей слуха и дефектами речи, с целью коррекции слуха и развития речевых навыков.