«Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии - бюджетное учреждение начало свою работу в 1985 г. как детский сад "Дельфинёнок". В 2000 г. преобразовано в начальную школу-детский сад для детей с нарушением речи, в декабре 2015 г. - в Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Наше учреждение посещают дети дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В двухэтажном здании учреждения созданы необходимые условия для организации обучения и воспитания детей: классные и групповые помещения, спальные комнаты, кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкальный и физкультурный залы, комплекс медицинских кабинетов, творческая мастерская и др.
Оборудована сенсорная комната. Педагогом-психологом регулярно проводятся мероприятия по преодолению нарушений в эмоционально-волевой сфере, по развитию и коррекции тактильных и познавательных процессов и т.д. Положительная динамика прослеживается в преодолении речевых расстройств у детей с ОНР благодаря систематическому использованию логотерапевтического тренажёра «Дельфа – 142», индикатора слабых низкочастотных сигналов «Микарт».
Учебно-воспитательный процесс осуществляют 37 квалифицированных педагогов, из них 90% имеют специальное дефектологическое образование, 60% имеют первую и высшую квалификационную категорию, многие награждены Почетными грамотами Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики, Министерства образования и науки Российской Федерации.
Педагогический коллектив активно участвует в мероприятиях, проводимых в городе и республике.
В нашей школе функционирует 7 дошкольных групп (из них 1 дошкольная группа на дому) и 5 начальных классов. В них воспитывается и обучается 131 ребенок, в дошкольных группах – 68 детей, в начальных классах - 63 ученика.
Комплексное сопровождение детей организуется по трём направлениям:
1.Социально-педагогическое, которое включает: социальную адаптацию; социальную интеграцию; педагогическую интеграцию; социальную защиту.
2. Медико-психологическое - это психологическое, медико-оздоровительное и логопедическое сопровождение.
3.Развивающее: культурная интеграция; культурное воспитание; организация досуга.
На протяжении последних 4 лет мы являемся базовой площадкой федерального проекта «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», участвуем в республиканском проекте «Школа юного театрала».
Наша работа строится на сотрудничестве с различными социальными институтами: ЦРТДиЮ «Росток» г. Чебоксары, музеями, театрами, Центром семейного чтения им.Шумилова, с Детским медицинским центром.
Профилизации жизненного статуса детей с ОВЗ, развитию личности каждого ребёнка содействует посещение кружка «Умелые ручки», который ведёт педагог дополнительного образования Центра творчества.
Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников содействует и хорошо организованная театрализованная деятельность. Воспитанники и обучающиеся выступают не только в роли зрителей, но и активно участвуют в постановке своих спектаклей.
Таким образом, дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них учатся жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволяет каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.